Отдел по труду и социальным вопросам

Главная | Власть | Отдел по труду и социальным вопросам | О квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов.
25.05.2018 О квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов.

О квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов.

 

 

Правительством Российской Федерации поставлена задача по повышению уровня занятости инвалидов до 50 % к 2020 году.

В Алтайском крае проживает 53 тыс. инвалидов трудоспособного возраста, из них 40 тыс. граждан не имеют работы.

В соответствии с законом Алтайского края от 06.07.2006 № 59-ЗС «Об установлении в Алтайском крае квоты приема на работу инвалидов» работодателям с численностью работников более 100 человек установлена квота приема на работу инвалидов в размере 4 %. Действие закона распространяется на 720 работодателей и 5330 рабочих мест. Уровень выполнения квоты в регионе составляет 77,5 %.

В базе данных органов службы занятости на сегодняшний день содержится порядка 1 тыс. вакансий для инвалидов, включая как рабочие профессии, так и должности служащих. Анализ этих вакансий свидетельствует о недостаточном числе подходящих рабочих мест, а также их низком качестве.

Федеральный закон от 24.11.1995 № 181 - ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» позволяет субъектам Российской Федерации устанавливать квоту работодателям с численностью работников от 35 до 100 человек в размере до 3 %.

В целях увеличения числа рабочих мест для трудоустройства инвалидов на заседании Правительства Алтайского края 21 марта 2018 года одобрен законопроект об установлении в регионе квоты для работодателей с числен­ностью работников от 35 до 100 человек в размере 3 %.

По оценке, это позволит увеличить количество квотируемых рабочих мест для инвалидов с 5 до 9 тыс. единиц. При этом установление новой нормы не повлечет за собой дополнительной нагрузки на работодателей. В основном эти рабочие места будут заняты инвалидами 3 группы, для которых не требуется создание специальных условий труда и дополнительное переоборудование рабочих мест. В крае 25 тыс. инвалидов 3 группы и только 1 тыс. из них являются занятыми.

В настоящее время законопроект направлен в Алтайское краевое Зако­нодательное Собрание для рассмотрения на 20 (майской) сессии.

 

 

 

 

 

 


ПРИЛОЖЕНИЕ

 

Работодателям о квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов

 

 

Работодателям, численность работников которых составляет более 100 человек,

устанавливается квота приема на работу инвалидов в размере 4 % к среднесписочной численности работников

ст. 1 Закона Алтайскогокрая от 06.07.2006 № 59-ЗС  «Об установлении в Алтайском крае квоты приема на работу инвалидов»

 

расчет размера квоты

при исчислении квоты для приема на работу инвалидов в средне­списочную численность работников не включаются работники, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным усло­виям труда по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда или результатам специальной оценки условий труда

ст. 21 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ»

 

освобождаются от квоты

освобождаются от соблюдения установленной квоты для приема на работу инвалидов работодатели, являющиеся общественными объединениями инвалидов и образованные ими организации, в том числе хозяйственные товарищества и общества, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов

ст. 21 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ»

 

Работодатели в соответствии с установленной квотой обязаны:

1. предоставлять в органы службы занятости в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов: о выполнении квоты для приема на работу инвалидов, о созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, о локальных нормативных актах, содержащих сведения о созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов

п. 3 ст. 25 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в РФ»

 

периодичность представления информации

ежемесячно

п. 3 ст. 25 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в РФ»

 

непредставление или несвоевременное представление сведений, либо представление их в неполном объеме или в искаженном виде

предупреждение или административный штраф:

на должностных лиц - от 300 до 500 руб., на юридических лиц - от 3000 до 5000 руб.

ст. 19.7 КоАПРФ

 

2. создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов

ст. 24 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ»

 

неисполнение работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов

административный штраф

на должностных лиц - от 5 000 до 10 000 руб.

ст. 5.42 КоАП РФ

 

3. принимать локальные нормативные акты, содержащие сведения о созданных или выде­ленных рабочих местах для трудоустройства инвалидов

ст. 24 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите ин­валидов в РФ»

 

4. создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида

ст. 24 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ»

 

отказ работодателя в приеме на работу административный штраф

инвалида в пределах установленной квоты на должностных лиц - от 5 ООО до 10 ООО руб.

ст. 5.42 КоАП РФ

 

5. создавать, дооборудовать, адаптировать, модернизировать специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов согласно их индивидуальной программе реабилитации или абилитации в соответствии с установленным минимальным количеством специальных рабочих мест

п. 3.1 Порядка выполнения установленной квоты приема на работу инвалидов на территории Алтайского края, утвержденного приказом УТЗН Алтайского края от 13.05.2013 № 10-01/96

 

Работодателям запрещается (не допускается):

 

1. дискриминация по признаку инвалидности - любое различие, исключение или ограничение по причине инвалидности, целью либо результатом которых является умаление или отрицание признания, реализации или осуществления наравне с другими всех гарантированных в Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина в политической, экономической, социальной, культурной, гражданской или любой иной области

ст. 3.1 Федерального зако­на «О социальной защите инвалидов в РФ»

 

2. необоснованный отказ в заключении трудового договора

ст. 64 ТК РФ

 

3. ограничение в трудовых правах и свободах или установление какие-либо прямых или косвенных преимуществ, в т.ч. при заключении трудового договора, в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства (в том числе наличия или отсутствия регистрации по месту жительства или пребывания), отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника, за исключением случаев, в которых право или обязанность устанавливать такие ограничения или преимущества предусмотрены федеральными законами

ст. 3 и ст. 64 ТК РФ

 

4. установление в коллективных или индивидуальных трудовых договорах условий труда инвалидов (оплата труда, режим рабочего времени и времени отдыха, продолжительность ежегодного и дополнительного оплачиваемых отпусков и другие), ухудшающих положение инвалидов по сравнению с другими работниками

ст. 23 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ»

 

дискриминация по признаку инвалидности

административный штраф

на граждан - от 1 ООО до 3 ООО руб.

на юридических лиц - от 50 ООО до 100 ООО руб.

ст. 5.62. КоАП РФ

 

Основные понятия, связанные с квотированием рабочих мест для трудоустройства инвалидов:

 

выполнение квоты приема на работу ин­валидов

трудоустройство инвалидов в количестве, соответствующем уста­новленной квоте приема на работу инвалидов, на собственные созданные или выделенные работодателем рабочие места, а также на рабочие места для инвалидов в других организациях в рамках соответствующего договора о совместной деятельности

п. 2.5 Порядка выполнения установленной квоты приема на работу инвалидов на территории Алтайского края, утвержденного приказом УТЗН Алтайского края от 13.05.2013 № 10-01/96

 

профессии, наиболее подходящие для тру­доустройства инвалидов

профессии, соответствующие по условиям труда санитарным правилам

СП 2.2.9.2510-09 «Гигие­нические требования к условиям труда инвалидов», утвержденным по­становлением Главного государственного санитарного врача РФ от 18.05.2009 №30

 

 

 

перечень рекомендуемых видов трудовой и профессиональной де­ятельности инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности

приказ Минтруда России от 04.08.2014 №515

 

 

 

перечень приоритетных профессий рабочих и служащих, овладение которыми дает инвалидам наибольшую возможность быть конкурентоспособными на региональных рынках труда

постановление Минтруда России от 08.09.1993 № 150

 

созданное рабочее место для трудоустройства инвалида в соответствии с установленной квотой для приема на работу ин­валидов

дополнительное (новое), созданное сверх штатной численности, или имеющееся рабочее место, дооборудованное, дооснащенное для инвалидов (в т.ч. специальное), организованное по профессии, наиболее подходящей для трудоустройства инвалидов, определенное работодателем исключительно для трудоустройства работников, имеющих инвалидность

 

выделенное рабочее место для трудо­устройства инвалида в соответствии с уста­новленной квотой для приема на работу ин­валидов

обычное (специально не оборудованное (не оснащенное)), имеющееся у работодателя рабочее место по профессии, наиболее подходящей для трудоустройства инвалидов, определенное работодателем исключительно для трудоустройства работников, имеющих инвалидность

 

резервирование рабочих мест

установление работодателями определенного количества рабочих мест по профессиям и специальностям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов, в счет установленной квоты приема на работу инвалидов.

Работодатели при невыполнении квоты приема на работу инвалидов могут самостоятельно осуществлять резервирование рабочих мест путем принятия локального нормативного акта с указанием количества резервируемых рабочих мест для инвалидов в разрезе профессий и специальностей.

п. 1.2., 3.6. Порядка вы­полнения установленной квоты приема на работу инвалидов на территории Алтайского края, утвер­жденного приказом УТЗН Алтайского края от 13.05.2013 № 10-01/96

 

специальные рабочие места для трудо­устройства инвалидов

рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов. Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов оснащаются (оборудуются) работодателями с учетом нарушенных функций инвалидов и ограничений их жизнедеятельности в соответствии с основными требованиями к такому оснащению (оборудованию) указанных рабочих мест, определенными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения

ст. 22 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ»

 

минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов

устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для каждого предприятия, учреждения, организации в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов

ст. 22 Федерального зако­на от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ»

 

Формы поддержки работодателей для выполнения квоты приема на работу инвалидов:

 

1. временное трудо­устройство инвалидов на условиях софинансирования с центром занятости населения

срочный трудовой договор в рамках специальной программы временной занятости, реализуемой центром занятости населения на условиях софинансирования (работник будет получать заработную плату от работодателя и материальную поддержку от центра занятости от 977,5 до 1955 рублей в месяц)

Постановление Админи­страции Алтайского края от 22.10.2014 № 492 «Об утверждении государственной программы Алтайского края «Содействие занятости населения Алтайского края» на 2015 - 2020 годы»

 

2. сопровождение ин­валидов молодого возраста при трудо­устройстве

возмещение затрат работодателей на:

оснащение (оборудование) специального рабочего места - 100 тыс. руб. на одно рабочее место;

частичную оплату труда инвалидов - 1 МРОТ/чел.;

оплату труда наставника инвалида - 0,5 МРОТ/чел.;

создание инфраструктуры доступности рабочего места - 100 тыс.

руб. на одно рабочее место.

 

 

 

3. создание рабочих мест для трудоустройства инвалидов в счет квоты у другого работодателя

если по каким-либо причинам работодатель не может организовать трудоустройство инвалидов на своем предприятии, у него есть возможность трудоустроить инвалида у другого работодателя (например, общественной организации инвалидов). Трудовые отношения работники-инвалиды оформляют с работодателем, у которого арендуются такие рабочие места, а возмещает работодателю принимающей стороне затраты на выплату заработной платы работникам тот работодатель, который арендует рабочие места.

п. 3.3. Порядка выполне­ния установленной квоты приема на работу инвалидов на территории Алтайского края, утвержденного приказом УТЗН Алтайского края от 13.05.2013 № 10-01/96

 

             

 

Яндекс.Метрика
Контактная информация
Завьяловский район, 658620,
с. Завьялово, ул. Центральная, 11,
e-mail adm01211@list.ru
т. (38562) 22401
Поддержка сайта — Митра